МЦНМО  
МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО  МАТЕМАТИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НЕЗАВИСИМЫЙ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


На главную страницу МЦНМО-НМУ

Гуманитарные лекции Независимого университета

Приглашаются все интересующиеся.


Talks (Spring 2018)


1 ноября 2018

Михаил Георгиевич Селезнёв

Гуманитарная наука, библеистика, теология и гражданское общество

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Аbstract:
Возвращение религии в самые разные области нашей жизни ставит перед обществом ряд проблем и непростых вопросов, в частности, о соотношении религиозного дискурса с научным, о месте религии в образовательном пространстве. Встают проблемы соотношении теологии с философией и религиоведением, а также с теми историко-филологическими дисциплинами, которые занимаются религиозными текстами (библеистика, патрология, литургика).

Лектор - Михаил Георгиевич Селезнев, филолог-библеист; по образованию - структурный лингвист; на протяжении двадцати лет (1991-2010) ответственный редактор нового перевода Ветхого Завета на современный русский язык (издан Российским Библейским Обществом в 2011); в течение ряда лет заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры РПЦ и член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ; руководитель межвузовского семинара по сравнительному анализу еврейского и греческого текстов Библии (<Лаборатория ненужных вещей>); с 2018 г. - руководитель бакалаврской программы <Библеистика и история древнего Израиля> Института классического востока и античности ВШЭ; в 2000-2001 гг. и в 2018 г. Guest Research Fellow Иерусалимского и Оксфордского университетов.

Встреча будет представлять собой не столько лекцию в классическом смысле слова, сколько попытку вместе с аудиторией понять, что же происходит с культурой и наукой в нашем <постсекулярном> обществе. Каково должно быть место религиозного дискурса и теологии в гражданском обществе? Как соотносятся друг с другом языки науки и религии? Историко-филологический анализ Библии и религиозная рефлексия?

Анонс лекции на сайте Лаборатории: http://7seminarov.com/lecture1


13 сентября 2018

Андрей Валентинович Лебедев

Научная революция в Ионии в середине 6 века до н.э. и милетская колонизация

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
Продолжая многолетнюю систематическую критику стереотипов о "досократиках" в современной англоязычной историографии античной философии, я предлагаю вернуться к античному ясному пониманию того, что у греческой философии было не одно, а два истока, из которых возникли две относительно независимые и различные по характеру и задачам, и веками находившиеся в критическом диалоге традиции (из которых только вторая называла себя "любомудрием", фило-софией): с одной стороны, на востоке в Милете - ионийская "естественная история", эмпирическая наука, основанная на новом фундаментальном понятии "природы", неразрывно связанная с практическими нуждами Милетской колонизации, морской торговли и навигации (требующих знания морской астрономии, метеорологии, географии, математики и проч.), с другой стороны, на западе в Великой Греции - пифагорейская религиозно-нравственная философия, противопоставившая натуралистической картине мире ионийцев креационизм, учение о космической гармонии, божественном уме и реинкарнации бессмертной души.

Андрей Валентинович Лебедев - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, был приглашенным профессором Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе и Принстонского университета, а также приглашенным исследователем в Оксфорде и профессором Критского университета в Ретимно. Ученик проф. А.И. Доватура, специалист по античной философии. В 1989 году перевел первый том «Фрагментов ранних греческих философов» немецких филологов Германа Дильса и Вальтера Кранца - собрание сохранившихся отрывков работ философов-досократиков, живших в VI-V веках до новой эры. Перевод Лебедева стал настольной книгой нескольких поколений историков античной философии.


14 июня 2018

Александр Васильевич Подосинов

Символы евангелистов: их происхождение и значение в свете пространственных архетипов homo sapiens

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
Всем известны четыре символа евангелистов — лев, вол, орел и ангел. Исследование архетипов восприятия человеком пространственных отношений в различных культурах Евразии показывает, что эти образы свойственны большинству архаических культур и связаны с символической классификацией стран света, при которой с ними ассоциированы различные сферы человеческой и природной жизни.

Существа, ставшие в христианстве символами евангелистов, также следует рассматривать как зооантропоморфные символы стран света, свойственные многим архаическим культурам Евразии и Америки, проявившиеся, в том числе, в библейских текстах Ветхого и Нового завета. Такой взгляд на природу символов евангелистов дает возможность понять многие тексты и образы (например, «животных» на гербе Исландии).


26 апреля 2018

Федор Борисович Успенский

О, имена! О, нравы! Допетровская Русь в зеркале ономастики

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
В ходе выступления будет представлен опыт системного описания принципов имянаречения в Древней Руси. Сосуществование исконного и христианского имени, появление и эволюция многоименности, выбор патрональных святых и культ общеродовых или семейных покровителей, наречение в честь родичей живых и умерших, — все эти и многие другие процессы будут рассмотрены как части единой традиции выбора имени. Отдельно будет обсуждаться феномен светской христианской двуименности: речь пойдет о довольно значительном числе ситуаций, когда человек в допетровской Руси оказывался в миру обладателем двух календарных имен и мог называться, соответственно, Лев / Мемнон, Козьма / Дмитрий, Петр / Андрей, Иван / Иасон или, скажем, Федор / Порфирий. Расцвет русской христианской двуименности приходится на XV-XVII вв. — в это время наиболее отчетливо проявляются все ее правила, закономерности и вариации. Источники этого времени погружают нас в мир символического языка дат и имен, где одно поддерживает другое: каждое значимое событие в жизни человека так или иначе связывается с именем святого, на память которого оно происходит, и, разумеется, рождение и смерть стоят в этом ряду едва ли не на первом месте.

Фёдор Борисович Успенский — лингвист, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, специалист по истории русской литературы, ономастике, древнеисландскому языку и литературе, средневековой Скандинавии и Древней Руси, исторической поэтике, генеалогии.


29 марта 2018

Нина Владимировна Брагинская

Загадочная мозаика из библейской деревни

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
Недавние раскопки в восточной Галилее (2012-2016) открыли удивительные по красоте и сюжетам мозаики, которые украшали пол громадной синагоги, датируемой IV-V вв. н.э. Сюжеты известных до сих пор мозаик в синагогах, за исключением декоративных, заимствованы из Библии. Найденные мозаики не только очень своеобразно трактуют священные сюжеты и используют в декоре полуобнаженные фигуры, одна из мозаик не имеет соответствия в Библии и вызывает особенные споры.
Моя интерпретация этой мозаики радикально отличается от выдвинутой руководителем раскопок проф. Джоди Магнесс и ее командой. Я сопоставляю сюжеты этой мозаики с так называемыми Маккавейскими книгами (книги, написанные иудеями по-гречески или дошедшие только в греческом переводе). И это сопоставление позволяет интерпретировать сюжеты загадочной мозаики и связать отошедшее христианам почитание девяти Маккавейских мучеников, память о которых исчезла из еврейской традиции, и сохраненный в обрядах Ханукки (празднование победы Маккавейского восстания) девятисвечник, как и особый обряд его зажигания. Если интерпретация верна, мозаика — это древнейшее изображение в еврейской традиции, связанное с Маккавеями.
Еврейская традиция сохранила символический предмет и ритуал, а христианская традиция — их символическую «программу» — историю девяти мучеников (как и сами книги Маккавеев). Открытие мозаики позволяет установить связь семантики вещи и ритуала с нарративом, который оторвался от вещи примерно полторы тысячи дет тому назад, и сравнить вторичную символическую интерпретацию хануккального светильника в позднейшей еврейской традиции с первоначальной семантикой предания о мучениках за веру.

верхняя часть мозаики


Rambler's Top100