МЦНМО  
МОСКОВСКИЙ  ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО  МАТЕМАТИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НЕЗАВИСИМЫЙ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


На главную страницу МЦНМО-НМУ

Гуманитарные лекции Независимого университета

Приглашаются все интересующиеся.


Talks (Spring 2018)


14 июня 2018

Александр Васильевич Подосинов

Символы евангелистов: их происхождение и значение в свете пространственных архетипов homo sapiens

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
Всем известны четыре символа евангелистов — лев, вол, орел и ангел. Исследование архетипов восприятия человеком пространственных отношений в различных культурах Евразии показывает, что эти образы свойственны большинству архаических культур и связаны с символической классификацией стран света, при которой с ними ассоциированы различные сферы человеческой и природной жизни.

Существа, ставшие в христианстве символами евангелистов, также следует рассматривать как зооантропоморфные символы стран света, свойственные многим архаическим культурам Евразии и Америки, проявившиеся, в том числе, в библейских текстах Ветхого и Нового завета. Такой взгляд на природу символов евангелистов дает возможность понять многие тексты и образы (например, «животных» на гербе Исландии).


26 апреля 2018

Федор Борисович Успенский

О, имена! О, нравы! Допетровская Русь в зеркале ономастики

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
В ходе выступления будет представлен опыт системного описания принципов имянаречения в Древней Руси. Сосуществование исконного и христианского имени, появление и эволюция многоименности, выбор патрональных святых и культ общеродовых или семейных покровителей, наречение в честь родичей живых и умерших, — все эти и многие другие процессы будут рассмотрены как части единой традиции выбора имени. Отдельно будет обсуждаться феномен светской христианской двуименности: речь пойдет о довольно значительном числе ситуаций, когда человек в допетровской Руси оказывался в миру обладателем двух календарных имен и мог называться, соответственно, Лев / Мемнон, Козьма / Дмитрий, Петр / Андрей, Иван / Иасон или, скажем, Федор / Порфирий. Расцвет русской христианской двуименности приходится на XV-XVII вв. — в это время наиболее отчетливо проявляются все ее правила, закономерности и вариации. Источники этого времени погружают нас в мир символического языка дат и имен, где одно поддерживает другое: каждое значимое событие в жизни человека так или иначе связывается с именем святого, на память которого оно происходит, и, разумеется, рождение и смерть стоят в этом ряду едва ли не на первом месте.

Фёдор Борисович Успенский — лингвист, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, специалист по истории русской литературы, ономастике, древнеисландскому языку и литературе, средневековой Скандинавии и Древней Руси, исторической поэтике, генеалогии.


29 марта 2018

Нина Владимировна Брагинская

Загадочная мозаика из библейской деревни

В 15:40 в конф-зале (к.401) НМУ, Б. Власьевский, 11

Доступна видеозапись

Аbstract:
Недавние раскопки в восточной Галилее (2012-2016) открыли удивительные по красоте и сюжетам мозаики, которые украшали пол громадной синагоги, датируемой IV-V вв. н.э. Сюжеты известных до сих пор мозаик в синагогах, за исключением декоративных, заимствованы из Библии. Найденные мозаики не только очень своеобразно трактуют священные сюжеты и используют в декоре полуобнаженные фигуры, одна из мозаик не имеет соответствия в Библии и вызывает особенные споры.
Моя интерпретация этой мозаики радикально отличается от выдвинутой руководителем раскопок проф. Джоди Магнесс и ее командой. Я сопоставляю сюжеты этой мозаики с так называемыми Маккавейскими книгами (книги, написанные иудеями по-гречески или дошедшие только в греческом переводе). И это сопоставление позволяет интерпретировать сюжеты загадочной мозаики и связать отошедшее христианам почитание девяти Маккавейских мучеников, память о которых исчезла из еврейской традиции, и сохраненный в обрядах Ханукки (празднование победы Маккавейского восстания) девятисвечник, как и особый обряд его зажигания. Если интерпретация верна, мозаика — это древнейшее изображение в еврейской традиции, связанное с Маккавеями.
Еврейская традиция сохранила символический предмет и ритуал, а христианская традиция — их символическую «программу» — историю девяти мучеников (как и сами книги Маккавеев). Открытие мозаики позволяет установить связь семантики вещи и ритуала с нарративом, который оторвался от вещи примерно полторы тысячи дет тому назад, и сравнить вторичную символическую интерпретацию хануккального светильника в позднейшей еврейской традиции с первоначальной семантикой предания о мучениках за веру.

верхняя часть мозаики


Rambler's Top100